ВышивкаИдеи для дома

Зардози — украшения в стиле «дорого-богато» своими руками

Зардози – так называется один из самых редких на сегодняшний день видов рукоделия, в технике которого можно создавать вещи, достойные коронованных особ. В Иране, Азербайджане, Кувейте, Турции, Сирии, Бангладеш, Пакистане, некоторых странах Средней Азии, а также в Индии с древних времен и до наших дней используют этот роскошный вид вышивки, чтобы декорировать национальные и даже модные современные костюмы, как женские, так и мужские.

Великолепие и разнообразие видов зардози, а также число используемых при ее создании материалов поистине потрясают воображение! Это не просто вышивка. И даже не просто вышивка драгоценными составляющими. А произведения искусства, выполненные с использованием ювелирных компонентов – золотых нитей, жемчужных бус, хрустальных капель, гранатовых зерен, искрящихся изумрудов и даже бриллиантов, а также многих и многих других драгоценных и полудрагоценных камней, ценных металлических элементов и прочих, прочих, прочих. Ничего подобного никогда не создавалось ни ранее, ни теперь. И вряд ли будет придумано что-то более эффектное и дорогое в будущем мире рукоделия.

Зардози: что это за вид творчества?

Зардози – поистине творчество! Прикладное творчество, практикуемое настоящими умелицами в мире ювелирного (не иначе) искусства. Ведь они не просто закрепляют все это великолепие на основании из того или иного материала, рукодельницы и сами готовят себе «расходники» порой – обтачивают, гранят, просверливают и т.д.

Название «зардози» с древнего персидского можно перевести как «вышивание золотом». И конечно, оно соответствует реалиям. Готовые предметы могли себе позволить только настоящие богачи, да и то не всегда.

Сегодня в музеях хранятся образцы творчества зардози. И люди по всему миру любуются нарядами принцесс и принцев, королев и королей, образцами тканей, которыми отделывали свои покои падишахи и султаны, цари разных династий, другие важные особы.

Да, зардози и сегодня практикуется как рукоделие. Но занимаются им немногие, поскольку такое хобби стоит больших денег. Скорее, это работа – ремесло для некоторых умельцев (этой вышивкой издавна занимались не только женщины, но и мужчины), которые делают одежду, аксессуары и предметы быта строго под заказ.

История зардози

Современные работы в техниках «зардози» намного скромнее тех, что выполнялись ранее, столетие, два или три-четыре назад. Теперь в моде минимализм, даже когда дело касается чего-то, что «дорого-богато» должно быть априори.

Но как было раньше? С чего все начиналось? Узнать невероятно интересно!

Итак, давным-давно… Ведь именно так начинаются сказки! Во времена Великих Монголов представителям верховной власти в Индии нужны были поистине необыкновенные костюмы, которые выделяли бы их не только среди простого люда, но и среди других мировых правителей.

И потребовались махараджам не только тюрбаны, да накидки, шитые золотом и выложенные каменьями, но еще и украшения дворцов, карет и даже лошадей. И все в том же стиле «круче всех».

И стали древние мастера индийские, вышивающие великолепные узоры нитками шелковыми, тянуть нити из злата-серебра, да вставлять в узоры свои тканые камни драгоценные, в изобилии добывавшиеся на древней Земле.

Столетиями развивалось искусство, поражая воображение иноземцев результатами своими. И богаче, чем индийские махараджи в те времена не выглядел никто.

О мастерах, работавших некогда в технике зардози, в те давние времена слава шла по всему свету. А самым известным из них к XVII в был некто «Шамасуддин из Агры». Он вышивал не только одежду и обувь для заказчиков, но также делал великолепные аксессуары на продажу, а еще невероятно красивые предметы обихода. Кроме того, великий вышивальщик из драгоценностей на различных основах создавал изумительные картины и панно в технике зардози, некоторые из которых дошли и до наших дней. Причем не просто «дошли», а сохранили авторство индуса Шамасуддина.

Вышитые картины этого известного мастера – самые тяжелые из художественных вышивок на свете! Каждая из работ Шамасуддина уникальна и весит не меньше (а то и больше) двухсот килограммов! Он украшал эти произведения искусства не только золотом и серебром в нитях, но и россыпями драгоценных камней. На некоторых картинах и панно расположены тысячи (буквально) самоцветов!

Одну из известнейших своих композиций — «Разноцветные шахматы», на которой в вышивку вставлено 20 000 драгоценных камней — мастер создавал целых 30 лет! Шейх Саудовской Аравии хотел купить ее за 2 800 000 долларов, но не смог. Шамсуддин тогда работы своей не продал, поскольку считал, что ничего такого подобного вышить не сумеет уже никогда.

И сегодня работы индийского вышивальщика считаются одними из самых дорогих на Земле в области вышивального искусства.

Изначально, вышивая в технике «зардози», рукодельницы и рукодельники использовали исключительно золотые/серебряные нити (причем те нитки заметно отличались от тех, что сегодня называют «золотыми» или «серебряными», они, скорее, напоминали проволоку, причем не самую тонкую), поэтому изделия, созданные в такой манере, позволить себе могли лишь очень богатые люди.

В настоящее время используют, вышивая зардози, чаще всего разноцветные металлизированные или даже металлические тонкие нити. А для основы под работы в данной технике подходит исключительно дорогая и качественная ткань – например, натуральный шёлк, атлас, бархат и/или парча, которые, кстати, можно комбинировать в масштабных вышивках-панно.

Узоры зардози

Узоры зардози – масштабное и самобытное направление в искусстве вышивки. И они совершенно неоднородны по «содержанию» — разнятся и по сюжетам, и по материалам, которые используются. Какие-то шиты лишь золотом (или же с его очевидным преимуществом). В других активно используются серебряные нити. А у третьих в центре внимания камни — драгоценные и полудрагоценные.

Узоры из золотых ниток

Золотое шитьё (или шитье по разл основам золотыми нитками разл кручения) в Индии практикуется со времен Великого махараджи Ригведы (это между 1500 и 1200 гг до нэ).

Однако к расцвету своему такая вышивка пришла лишь в XVII в во время правления Акбара — императора Великих Моголов.

Правда, позже, когда утеряно мастерами было королевское покровительство и стала набирать обороты индустриализация, искусство зардози стало клониться к упадку. Но популярность вернулась вновь с обретением Индией независимости (в 1947 г).

Сегодня зардози снова, что называется, «в тренде». Вышивальни, работающие в данном направлении, довольно успешно функционируют в настоящее время в Лакхнау, Фаррухабаде, Ченнаи, а также в Бхопале и некоторых других городах Индии. В самом начале 2013 г Реестр географических указаний (GIR) обеспечил мастерским города Лакхнау «GI» — специальную регистрацию для ценных географических указаний в отношении зардози-изделий.

Теперь, уже обладая этим престижным статусом, все индийские ремесленники-вышивальщики, дистрибьюторы, а вместе с ними продавцы (в том числе в розницу), имеющие отношение к зардози в самом городе Лакхнау, а также в 6-ти близлежащих к нему р-нах (в том числе Барабанки, Уннао, Ситапур и Рэй Барели, а еще Хардой и Амети), считаются так называемыми «авторизованными» представителями «Lucknow Zardozi» (признанного вышивального бренда) и на законных основаниях ставить на своих произведениях уникальных знак, свидетельствующий об их подлинности и принадлежности.

Узоры из серебряных ниток

Зардози является также одним из важнейших ремесленных направлений и в персидской культуре. В связи с этим, по всему свету известны такие названия, как зардузи, камдузи, голдузи и камандузи. Эти вышивальные техники направления зардози сегодня практикуются в основном в провинции Хормозган. В настоящее время особенно популярны 3 вида зардози «а-ля перси»:

  1. Шитые на основе ткани с бахие — белуджские сузандузи, коллабдузи Решта и патедузи Кермана.
  2. Шитые на основах с меньшей плотностью: в них струны по всему утку образуют красочные узорные решет

Многие в Персии шьют сейчас с гораздо меньшей плотностью работы на исходной ткани, чем было раньше. Они красиво пересекают струны по всему тканому утку и сшивают их один с другим, образуя красочные узорные решётки, такие как секкедузи или коллабдузи в Исфахане.

А некоторые особенно талантливые и «рукастые» мастера используют оригинальные способы, которые подразумевают шитье различными узорами по специально созданным тканям с золотыми и серебряными струнами: ДахИек-Дузи, Нагадедузи, Тафтедузи, Кусдузи, Заридузи или Голабатундузи.

Узоры драгоценными и полудрагоценными камнями, стразами, бисером

Это, пожалуй, самый редкий вид «драгоценного» рукоделия, «разработанный» специально для тех, кто искренне любит самоцветы, жить без них не может и готов платить баснословные деньги за уникальные вышивки с их «присутствием».

Каменьями, золотыми и серебряными нитями украшают сегодня одежду и обувь, аксессуары, бытовой декор и предметы пользования, картины, настенные панно.

Как правило, основа под такое рукоделие имеет тёмный оттенок, чтобы на её фоне эффектно выделялось драгоценное разноцветие. Но это совсем необязательно – иногда и на светлом основании камни и драгметаллы выглядят абсолютно потрясающе. Многое зависит от композиции, орнамента, рисунка.

 

 

 

 

 

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close