Идеи для дома
Складчатая живопись по ткани: искусство создавать «живую» материю
Ткань, собранная в складки – ни что иное, как сильный визуальный код, аккумулирующий мощнейшую экспрессивную силу. Этот художественный метод давно и широко практикуется в искусстве — начиная с самых истоков скульптуры и заканчивая современными авангардными инсталляциями в самых разных творческих стилях и техниках.
Драпировка – один из самых сильных изобразительных инструментов. Так было всегда. В Средневековье, например, она считалась символом роскоши и одновременно святости. Что касается современности, то теперь собранная в складку ткань является абсолютно «чистым» художественным элементом, к которому применимо самое разное репрезентативное трактование.
Считается, что мягкая тканевая драпировка способна «возвысить» любой абсолютно предмет, сделать его красивее, ярче. И это не только потому, что драпировка сама по себе красива, но еще и в своих возможностей скрывать все неприглядное, визуально негативное. Такой художественный подход имеет долгую историю в искусстве – он применялся с самых давних времен и сохранен в самых разных шедеврах.
Живопись складками по ткани: история и современность
Кармен Видаль (исследователь, испанка по происхождению) часто в своих работах прибегает к такому, поистине метафизическому понятию, как «складки». Она их трактует «символическим обозначением материального, а равно духовного пространства 80-х гг ХХ столетия». Вот так – ни больше, ни меньше! А причиной всему «барочный характер», присущий, по мнению Видаль, этим самым тканевым складкам.
В рассуждениях своих исследовательница берет старт от знаменитых эссе Жиля Делёза под названием «Складка: Лейбниц и барокко», в которых французский философ-просветитель ищет, пытается выявить и прямо потрогать материю, которая исключительно «движется по касательной» — ту самую текстуру, лишенную всяких пробелов, в которой пресловутое свертывание-разглаживание, как встречные процессы, значат уже не просто классическое сжатие или встречное ему разжатие (и как частный случай сокращение-расширение), а именно деградацию и встречное ей пост-развитие.
Делёзовская «барочная эстетика» определенно провозглашает «Эру складки»! Ее гордое шествие в искусстве (и не в нем только) длится по сию пору. Тот же Делёз, например, считал, будто бы складка, как явление, далеко не исчерпала всех собственных возможностей, и безусловно, это замечательно!