Идеи для дома

Выжигание по дереву или Пирография

Декоративное выжигание по дереву или, по-другому, пирография — это особый вид художественного ремесла, связанного с оригинальной обработкой древесины. Сегодня это довольно популярный вид рукоделия, развивающийся параллельно с резьбой, а также мозаикой и рисованием по дереву. В результате пирографии получаются действительно красивые работы, некоторые из которых смело можно назвать произведениями искусства. Особенно, если речь идет о цветном выжигании.

Основным материалом для выжигания по нему является безусловно древесина или изделия из нее, однако техника применяется и в случаях работы по натуральной коже, некоторым тканым и нетканым материям, кости, керамике.

Искусство выжигания по дереву

Пирография (дословно это переводится, как «рисование огнём») — это действительно особая, поистине уникальная техника, используемая в прикладном творчестве для создания по-настоящему оригинальных произведений. По своей сути, такая графика является нанесением на поверхность из органического материала (дерева и его производных, кожи или даже ткани) выбранного рисунка раскаленной иглой.

Чаще всего в качестве материала задействуется древесина, и потому пирография больше известна широким массам, как «выжигание по дереву».

Техника пирографии (не путать с пиротипией — «огненной печатью») раньше считалась редкой и использовалась исключительно в качестве второстепенного, дополнительного приема при гравировке древесины, кожи, кости и пр материалов.

Для создания подобных произведений применяется пирограф (он же электровыжигатель) — специальный аппарат, выжигающий по дереву, коже и др материалам при создании определенного рисунка.

Художника же, работающий в технике пирографии, принято называть пирографистом.

Современная пирография

В наше время выжигание по дереву — это не только интересное детское хобби, которое развивает в подрастающем поколении внимательность, аккуратность и усидчивость. Это творчество дарит миру настоящие произведения искусства!

Издавна древесину в художественных целях жгли разогретыми докрасна стержнями. Но в настоящее время для этого применяют сразу несколько методик выжигания, в том числе с использованием различных инструментов и приспособлений:

  • собственно пирографию (она же «горячее» рисование),
  • в раскаленном песке
  • на огне (открытом);
  • увеличительным стеклом (точнее, солнцем, пропущенным сквозь увеличительное стекло);
  • а также травление кислотой.

Для качественного выжигания лучше всего использовать особый аппарат — электрический выжигатель. Классические модели таких устройств оснащены нихромовой проволокой, которая и осуществляет собственно выжигание.

В настоящее время выпускается два вида подобных агрегатов:

  • с регулировкой напряжения, отвечающего ха температуру пера;
  • и без такового.

Наборы и приборы для пирографии: инструменты, материалы

Выжигание изначально считалось довольно трудоемким процессом, в котором задействованными оказывались, в том числе печь, котел и кочерги разных размеров.

Но в конце Викторианской эпохи в Англии выжигательные аппараты были заметно усовершенствованы.

Рисование в те времена проводилось все еще при помощи кочерги, однако на ее конце уже был поставлен наконечник из платины.

Кроме того, мастера пробовали выжигать газовой смесью, подававшейся по специальной трубке.

Прародитель современного выжигательного аппарата изобретен был лишь в начале ХХ столетия. Да и то напоминал его лишь отдаленно, больше все-таки паяльник. Этот агрегат имел массу недостатков – прежде всего сильно нагревался в процессе работы.

Впрочем, этот громоздкий прибор и сегодня используется для выжигания по дереву некоторыми любителями-пирографистами.

Прибор, который по возможностям и внешнему виду наиболее приближен к современным выжигательным агрегатам, был создан Роем Чайлдом только в 1962 г. Потом он не раз совершенствовался – стал удобнее в работе, перестал опасно нагреваться. Промышленность стала выпускать пирографы с проволочными наконечниками, а потом аппараты стали укомплектовывать сменными разноразмерными и разноформенными наконечниками.

Существует в настоящее время несколько видов пирографии, при этом в каждом работают собственным инструментом:

Для контактной пирографии используют современные выжигательные приборы:

  1. Трансформаторные с нихромовой насадкой и возможностью регулирования температуры нагрева выжигающего элемента.
  2. Паяльникового типа с насадками из латуни (чаще без температурного регулятора температуры, но бывают модели и с ним).

Лучшее дерево для выжигания

Выжигать, в принципе, возможно по любым материалам, которые можно обжечь либо обуглить: коже, кости, пробке и пр. Но ни один из этих материалов не способен предоставить таких широких возможностей для пиромастера, как натуральная древесина. Кроме того, дерево распространено в быту и доступно для приобретения.

При этом древесина может быть:

  • мягкой (у хвойных пород);
  • или твердой (у лиственных).

Из первой производят бумагу и ДСП, а вторую используют плотники, столяры и пиромастера.

Однако к дереву для выжигания предъявляются определенные условия. Следует помнить, что наиболее выигрышно работы будут смотреться на светлом дереве с небольшой долей волокнистой ткани в составе.

Марки аппаратов для выжигания

Приборы для выжигания (они же выжигатели по дереву или пирографы) – не игрушки, поскольку работают от сети в 220V 50Гц. И это нужно помнить тем, кто покупает их в подарок детям. Пирографы не делятся на детские/взрослые, а только на хорошие/плохие и безопасные/не очень, удобные/неудобные.

Во времена Советского союза пирографы выпускало множество предприятий. Помните: «Силуэт», «ЭВД» и «ПВД-3», «Огонек», «Этюд», «Узор», «Досуг», «Тебе и Мне», «Дымок», «Вязь», «Контур»? Немногие из этих эффективных и недорогих устройств дотянули до нынешних времен…

Зато появились «иностранцы»! Наряду с очень дорогими немецкими станциями для выжигания (надо сказать, очень хорошими, просто отличными), можно встретить великое множество «выжигательных аппаратов по дереву» китайского производства, которые, по сути, являются самыми обычными паяльниками.

Последние компактны, привлекательны внешне, но при мощности в 30 Вт просто не жгут, к сожалению. А даже, если и жгут, то всем «жалом», нагреваясь и остывая при этом достаточно долго.

Выжигание по дереву: основные приемы, техники, виды

Перед тем, как приступить к работе, надо выбрать древесину. Для выжигания лучше всего подходит дерево средних или же мягки сортов типа каштана или ольхи. Можно взять также березу, клен или липу.

Новичкам же лучше использовать фанеру – она дешева, поэтому не жалко будет портить.

Процесс выжигания

Прежде всего нужно подготовить рабочую поверхностьзачистить ее мелкой наждачкой и убедитьсячто она абсолютно сухая.
Потом при помощи копирки перенести на основу выбранный узор/рисунок.

Выжигатель во время работы держать следует как ручку или карандаш. Если аппарат оснащен регулятором t, надо настроить нужную. Когда перо выжигателя станет темно-красным, можно начинать выжигать.

Контактная пирография

Как только изобретен был прибора для горячей гравировки (пирограф, по-другому), пирография стала развивается, как техника вполне самостоятельная и в ДПИ, и в искусстве (в частности, в графике). Еще она становится одним из популярнейших видов детского, а также самодеятельного творчества. И остается им по сегодняшний день.

Чтобы продуктивно работать, такой прибор должен быть достаточно мощным (40 Вт) и плавно регулировать t накала пера (на мин оно должно чуть-чуть следить на поверхности, а на мах раскаляться до красноты). Помимо прочего, на ручке аппарата должны присутствовать зажимы-винты, надёжно удерживающие нихромовую насадку (перо).

Тоновая пирография

А еще по дереву выжигать можно, используя струю пламени. При этом задействуется специальный газовый баллончик с газовой же горелкой, надетой на него. Настоящие мастера так выжигают все оттенки черного и коричневого!

Ученые новосибирского академгородка разработали также особый бесконтактный выжигательный прибор – духовую горелку-пистолет со сменными соплами, работающую от компрессора. Она, будто кистью, жжет горячим воздухом по дереву.

Солнечная пирография

Пирография возможна и при помощи линзы, которая располагается так, чтобы прямые лучи солнца фокусировались на нужной поверхности. Потом линзу двигают, чтобы «солнечный зайчик» перемещался, оставляя требуемые линии. Величина же самой линзы зависит напрямую от облачности, а равно от подъема Солнца (его высоты) над горизонтом — большая линза жжет мощнее. Как правило, мастера берут линзу, диам которой от 5 см. Правда, оч большой инструмент неудобен, поэтому выбирают оптимальный р-р.

Полезные советы и правила:

1.Тонкие линии – результат быстроты пера, толстые – его замедления.

  1. Не следует слишком налегать на перо — получится некрасиво.
  2. Когда линия выполнена, нужно перо резко убрать с доски.
  3. Избегайте перегрева пера и прожига древесины – выжигайте на разных участках, давая остывать предыдущему.
  4. Меняйте нажим и наклон пера – линии будут выходить разными, в том числе по цвету.
  5. После выжигания необходимо зачистить доску, используя мелкую наждачку (самую мелкую).
  6. Рисунок дальше можно расписать красками (акварелью или масляными).
  7. В конце работу залакируйте.

Пирография: мастер-класс для начинающих

Нам понадобятся:

  • прибор (пирограф) для выжигания;
  • просушенные деревянные спилы;
  • карандаш простой мягкий;
  • акриловые краски (набор);
  • кисточка для раскрашивания;
  • картинные петли;
  • магниты.

Итак, работаем:

1. Выжигание только кажется простым. Тем более, на спилах, у которых волокна располагаются таким образом, что делают обрабатываемую поверхность рыхлой и неоднородной.

  1. Чтобы добиться ровных линий, придется приложить определенные усилия, то есть поднажать на перо прибора для выжигания. Работайте сильными уверенными движениями – «приглаживайте» древесные волокна. Если прожег линий неравномерен, пройдитесь еще, а может быть и еще раз.

3. Теперь возьмем белую краску и расставим необходимые акцент на почти готовой работе. Белый цвет весьма выгодно оттеняет и древесину, и жженные линии.

4. Вот и все! Декор готов! Эти спилы могут украсить новогодний стол, стать елочными игрушками, элементами на подарочной упаковке, подставками для чашек…, да чем угодно!

Предметы для оформления с помощью пирографии: картины, шкатулки, мебель и пр

Художественная обработка дерева существовала всегда. Во всяком случае с очень и очень давних времен. В том числе при помощи огня, нагрева. И сейчас выжигание по деревянным (в том числе) поверхностям – это вполне самостоятельный прием декорирования.

Выжиганием можно украсить самые разные предметы и элементы для декорирования:

Выжигать по дереву (и не только) – это невероятно увлекательно! А эскизы для этого занятия всегда можно найти в сети. Там есть образцы, как для опытных пирографистов, так и для начинающих выжигальщиков.

Выжигание по дереву: видео МК

Кому-то кажется, что выжигать — это невероятно сложно. Другие, помня детство, уверены: выжигать — пустяшное занятие. А третьи и вовсе не думают о выжигании. Пока не попробуют. А уж потом их не оторвать. Так кто же прав? Все. Выжигание — трудоемкий и кропотливый вид прикладного творчества. Но стоит им только увлечься… И тогда захочется узнать все нюансы, почувствовать: что же это такое и как все так здорово получается у мастеров? И нет ничего лучше, как понаблюдать «вживую» за работой по-настоящему увлеченного человека. Там-то и можно будет подметить все тонкости, перенять их. В общем, смотрите внимательней, запоминайте, копируйте, не стесняясь:


Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close