Без категорииВышивкаИдеи для дома

Сутажная вышивка

Считается, что вышивка — один из самых кропотливых видов творчества, требующий от мастериц терпения, определенных навыков и аккуратности. И все это действительно так, однако существуют некоторые виды прикладного творчества, которые можно освоить достаточно быстро и делать интереснейшие работы, которые будут радовать окружающих. К таким видам относится и сутажная вышивка — рукоделие, в котором работают не нитками, а особыми шнурками.

Что такое сутажная вышивка?

Как уже было сказано выше, сутажная техника подразумевает работу сутажными шнурками (по сути, это нити в оплетке). А придумали такую вышивку во Франции еще в XIV веке. И если работы, выполненные в данной технике, увидеть впервые, никому и в голову не придет, что перед ним вышитые изделия. Скорее ювелирные, в которых самым чудесным образом соединились камни, металл, эмаль, ткань:

И все равно речь о самой настоящей вышивке. Причем одной из самых красивых и запоминающихся в мире. Вышивке, которая кардинально отличается от всех остальных. Вышивке, которую легко распознать в том или ином изделии.

Раньше сутажную вышивку выполняли на предметах одежды, чтобы разместить на изделиях в красивом обрамлении драгоценные каменья. Позднее она отделилась от платья, превратившись в отдельные элементы-украшения, которые модники располагали на костюмах уже по собственному вкусу и усмотрению. До наших дней практически без изменений дошли следующие виды сутажной вышивки:

  • парадная;
  • историческая (та, что по одежде);
  • а также вышивка-украшение.

Материалы, используемые в сутажной вышивке, инструменты

Разумеется, прежде всего потребуется сутажный шнур. А что это такое? Пара толстых нитей в особой оплетке из ниточек потоньше. Оплетка выполняется так, чтобы шнур получился плоским, шириной 2,5-4 мм и с бороздкой посредине. Традиционно для создания оплётки сутажных шнуров используются шелковые нитки, полиэстер, а также вискоза. Хотя бывает и хлопковый сутаж.

Кроме того, в сутажной вышивке используются:

  1. Кабошоны, а вместе с ними и ювелирные стразы:

Практически во всех сутажных украшениях предусмотрен визуальный центр, вокруг которого «разрастается» и все остальное. Для оформления центральной части, как правило, подбирают кабошон, а, возможно, крупный ювелирный страз. Впрочем, это могут быть плоские большие бусины, а еще вставочки из стекла, пластика.

Кабошон — это отшлифованный камень (чаще всего берут искусственный, но возможно и натуральный) любой формы, выпуклый с лицевой стороны, а с изнанки — плоский. Сегодня в специализированных магазинах кабошоны представлены в самом широком ассортименте.

А ювелирные стразы являются имитацией драгоценных камней. Их производят самых разных форм из стекла, а, возможно, даже из хрусталя (более дорогие вариации), в «цапах» и с отверстиями — пришивные. Мастерицы любят с такими работать, поскольку готовые украшения смотрятся невероятно торжественно, по-хорошему дорого.

  1. Бусины

Бусины необходимы в сутажной вышивке, чтобы эффектно дополнять центральные элементы. Впрочем, иногда их используют и как самостоятельные детали — в случаях, когда центральные не предусмотрены. Бусины производят из самых разных материалов: стекла, камней, разных металлов, керамики, пластмассы, акрила и пр. Плюс выпускаются разнообразные формы: и круглые, и приплюснутые, а также рондели и биконусы, кубики, подвесы.

  1. Бисер

В сутажной вышивальной технике бисер применяют для формирования оплетки кабошонов, страз, а еще для оформления проставок между сутажными шнурами, для создания края изделия, а также его изнанки. Впрочем, бисер в этой вышивальной технике можно добавлять, где угодно! В работе мастерицы используют японский, чешский, китайский бисеры различного размера. Для проставок между сутажом идет бисер р-ром 8/0 и 6/0. Если в работе используется жесткий сутаж, можно использовать бисер размером 10/0. А для мягкого сутажа бисер вообще редко используют — он в нем «тонет». В оплетке для кабошонов/страз также применяют бисер 10/0, а вот более мелкий — 15/0 — идет на покрытие рядов.

  1. Цепочки стразов

Они тоже довольно часто используются в сутажной вышивке. Ими работать проще, чем отдельными мелкими стразами, поэтому там, где это уместно мастерицы не преминут их применить.

  1. Фурнитура

В сутажной технике требуется следующая фурнитура:

  • замки для колье, цепей, браслетов (их называют тоглы, карабины, крючки и пр);
  • основы под броши, кольца;
  • особая фурнитура для оформления сережек (швензы, пуссеты, клипсы).

Принято брать для качественно работы импортные изделия, только не китайские. Но уж как повезет. И лучше — с покрытием из родия.

  1. Нити для вышивания:

Вышивальщицы, работающие в сутажной технике, используют особые нитки для бисероплетения (они очень тонкие, но невероятно прочные). Можно взять прозрачную мононить (это такое подобие тонюсенькой лески). Но там, где вышивку необходимо закрепить посильней, в дополнение места стоит прошивать еще и самыми обычными нитками требуемого цвета.

  1. Основы под кабошоны, изнанки:

Для вышивания в технике сутажа нужны также основы для приклеивания кабошонов и последующей их оплетки. В этих целях используется кожа или фетр, а также плотная ткань. Можно применять флизелин (но только сложенный вчетверо). Что касается изнанки, то для того, чтобы ее сформировать, применяют картон, тот же фетр, кожу, замшу.

  1. Клей

Для создания сутаж-украшений оптимально подходят суперклеи – «Контакт» или, например, «Момент Кристалл» (только лучше взять гель).

В технике вышивки сутажом вполне могут быть использованы следующие инструменты:

  1. Иглы, при помощи которых завитки из шнура скрепляют (тонкие — те, что применяют в бисероплетении).
  2. Ножницы.
  3. Пяльцы (если речь идет о каких-то крупных работах).
  4. Плоскогубцы, а еще круглогубцы, чтобы надежно крепить фурнитуру к изделию.

Сутаж: техника для начинающих

Сложна ли в исполнении сутажная вышивка, если за дело берется начинающая мастерица? Не сложнее любой другой вышивки. Терпение, а в дополнение к нему аккуратность вкупе с умением контролировать затяжку стежка (оно приходит с опытом) — вот и все условия для получения великолепных результатов. Было бы желание! Хотя у вышивки сутажом имеются, конечно, и некоторые собственные нюансы.

Оплётка сутажного шнура может распускаться в некоторых местах. Потому еще перед началом работы необходимо закреплять кончики расходного материала. Как правило, их обрабатывают клеем ПВА (капелькой на самый край), а синтетические нитки попросту прижигают.

Дабы сделать незаметными для постороннего глаза завитковые скрепления шнуров, крепежные ниточки подбирают ему в тон. А еще лучше использовать мононить — прозрачную, которою просто невозможно разглядеть на любом из видов шнуров.

Любая сутажная вышивка потребует прокладки. И для ее оформления следует взять соответствующий материал — фетр, кожу или плотную ткань (из тех, что идут на пальто).

Мастер-класс по сутажной вышивке

Хотите прямо сейчас попробовать собственные силы в сутажном рукоделии? Воспользуйтесь мастер-классом, размещенным ниже. В нем описаны пошаговые действия по созданию небольшой броши. Готовое изделие универсально, его можно будет носить практически с любой одеждой.

Понадобятся:

  • кабошоны (самоцветы или, скажем, стеклянные «камни»);
  • сутажный шнур в требуемом количестве;
  • бусинки разных размеров, бисер;
  • кусок (небольшой) фетра, а можно взять и мягкую кожу;
  • иголка потоньше;
  • ножницы;
  • суперклей;
  • мононить;
  • булавка для оформления застежки;
  • карандаш, чтобы нарисовать эскиз и делать нужные отметки, бумага.
  1. Для нач нужно будет понадежнее закр на основе будущего украшения центральный камень (или же камею, если выбрана она). В качестве основы можно взять фетр или кусок кожи. Главную деталь следует приклеить, а лучше пришить.
  2. Потом надо взять сутажный шнур и обрамить получившийся «глазок», в конце работы закрепив клеем шнуровые концы.
  3. Работая мононитью, далее следует прикр шнуры непосредственно к подкладке, что идет вкруг кабошона, тонкой иглой прокалывая материал прямо через ц ложбинку, дабы стежки оказались незаметными. Не следует при этом их затягивать, чтобы сутаж собирался гармошкой.
  4. Нач работать надо от серед шнура, а его кончики спад будут свободно. Получ как бы «обведенный глазок».
  5. Можно вкруг этого элемента или между сутажными слоями шнура пустить ряд или два цв бусин, бисера.
  6. Каким образом закрепить кончики получше, понадежнее? Заложив изящную петлю их, как правило, мастерицы прячут позади в украшении. При этом в такой изгиб также можно положить бусины.
  7. Эффектными вензелями, пряча концы, как опис выше, можно весьма нетривиально украсить брошь, находящуюся в работе, с разных сторон.
  8. Если есть желание, брошь дополн разн украшениями – например, оригинальными подвесами.
  9. Можно вкруг подкладки броши распол волан. Например, из вуали, из ленточки или из сеточки – получится чрезвычайно изящно.
  10. На ис готовой броши в самом конце работы надо будет закрепить булавку.

Вот, собственно, и всё, вышивка завершена! Великолепное украшение hand-made готово.

Видеоурок по сутажной вышивке

Хотите понаблюдать воочию за работой опытной вышивальщицы сутажом? Мы специально мы разместили подробный видео-урок:


 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close