Идеи для дома

Энкаустика — современное возрождение древнего искусства «расплавленной» живописи

В мире сегодня как будто «ниоткуда» периодически возникают и совершенствуются все новые виды/подвиды искусства, занимаясь которыми практически любой человек может раскрыть собственный потенциал в плане творчества. Такие техники действительно уникальны и возникновением своим обязаны фантазии экспериментирующих творцов.

Однако бывает и так, что творческие направления, оказавшиеся необыкновенно популярными в настоящее время, родились не сейчас, а имеют многовековую историю. И сегодня они лишь переживают второе рождение.

Одним из примеров подобного рода развития событий считать можно энкаустику – старинное искусство создания «расплавленных картин» на основе природного воска.

Энкаустика – это такой самобытный, ни на что другое не похожий способ живописи восковыми красками (и не только)! Абсолютно уникальный художественный метод, выражающийся в разных формах художественного воплощения: картинах, скульптурах, панно и открытках, коллажах и инсталляциях, даже образцах монументальной живописи, скульптуры и других техниках, в том числе смешанных. Но все это и всегда – с применением воска.

Энкаустика – это такая самобытная, ни на что другое не похожая живопись, создаваемая при помощи особых красок на базе воска (но не только)! Абсолютно уникальный, необыкновенно выразительный художественный метод, находящий воплощение в различных творческих формах: картинах, а также скульптурах, панно и открытках, коллажах и инсталляциях, даже образцах монументальной живописи и других техниках, в том числе смешанных. Но все и всегда – с обязательным применением природного (реже синтетического) воска.

Кстати, такое доступно каждому. И что важно, проверено временем – произведения энкаустики-искусства способны сохраняться и 3000 лет! При этом не теряя своего изначального вида, фактуры и цвета!

Энкаустика: что это за живопись?

Итак, энкаустика. Совершенно уникальная техника живописи, а вместе с этим и иконописи, в которой главным, связывающим краски веществом является природный воск. Любой художник, работающий в древней технике энкаустики, кладет на основу (чаще всего это натуральный холст) восковые составы, мелки или цветные карандаши в расплавленном виде. Смешивающие и распределяющие мазки при этом приходятся также по горячему материалу. Потом все это затвердевает/сохнет, и получается картина.

Само название «энкаустика» происходит от «enkaustikos» (греч), что означает «выжигание».

Энкаустика и по сей час популярна среди художников. Причина тому — совершенство изображений (в том числе техническое), а также предоставляемая возможность (уникальная, не иначе) выдавать фантазию/вымысел/образ за действительность.

Впрочем, с момента изобретения техника энкаустики претерпела довольно существенные изменения. И в первую очередь – в вопросе используемого материала.

Современные химические анализы смывов с древних картин в технике энкаустики, которые дошли до наших дней практически без повреждений, показывают: использовавшиеся для их создания краски содержат смолу, воск и масло в различных пропорциях.

Однако сегодня такие картины рисуют жирной тягучей краской на основе природного воска, которую изобрел русский живописец и реставратор Евгений Кудрявцев. Состав наносится на основу будущей картины электрическим пером, а затем медленно стекает по холсту.Такой уникальной техникой и такими изобразительными средствами можно «рисовать» что угодно. Итоговое изображение зависит от многого, но в первую очередь от желания и фантазии автора работы.

В энкаустическом окрашивании холста часто участвует сегодня и воск. А способ получения специального состава на его основе был изобретен и чуть позже запатентован художником-экспрессионистом Фрицем Файссом (немцем по происхождению). Для таких красок природный воск (пчелиный) трижды кипятят в морской воде с содой.

Особенностями файссовского материала являются твердость (практически как у пунического воска, описанного еще древнегреческих писаниях), а также температура плавления — 100°C.

Яркими представителями энкуастического изобразительного искусства современности принято считать:

— американка Эстер Геллер;

— немец Ганс Шмидт (он еще и автор известной книги об античной энкаустике);

— канадец Тони (создатель ряда картин, посвященных Наполеону, а вместе с ним Французской революции);

— еще одна американская художница Бэтси (работающая с пигментированным воском);

— американец испанского происхождения Педро Куни, который не только пишет картины, но и восстанавливает в технике энкаустики древние фрески.

Популярность энкаустики становится все больше и среди любителей. И особенно этой технике импонируют молодые женщины (в первую очередь те, что недавно стали мамочками) и дети.

Но почему именно энкаустика? Чем она привлекательна для них?

Во-первых, картины в данной технике писать/создавать можно даже не имея серьезных навыков в искусстве рисования, а равно и при отсутствии какого бы то ни было художественного опыта.

Достаточным может оказаться только просмотр видео-уроков или подробных МК в сопровождении фото, где пошагово объясняются основополагающие энкаустические принципы.

Ну, а во-вторых, немалую роль играет малозатратность подобного творчества. Ведь для того, чтобы создавать удивительно красивые, необыкновенно притягательные картины в технике энкаустики, не потребуется каких-то особенно заметных для личного или семейного бюджета финансовых вложений.

История происхождения энкаустики, как искусства рисования картин и икон, с древних времен до наших дней

Первые изображения в технике воскового «расплавленного» рисования появились в Древнем Египте около трех тысяч лет до нашей эры. Археологи, работавшие на раскопках Фаюмского оазиса, обнаружили именно такие картины, которые, к слову сказать, прекрасно сохранились.

Самым ярким и лучше всего сохранившимся принято считать образ Христа Пантократора, который сегодня пребывает в синайском монастыре.

Из всего вышеупомянутого следует, что использование красок на воске в стародавние времена вызвано было ничем иным, как практическими соображениями. Так древние художники пытались (и довольно успешно, как показывает время) увековечить свои произведения. Они старались использовать очень прочные материалы, сохраняющие собственные свойства долгое-долгое время.

Сегодня у историков имеются достоверные свидетельства и того, что энкаустика распространение имела (и достаточно широкое) также в Древней Греции. Современными археологами были найдены документы, в которых записаны уникальные рецепты приготовления энкаустических восковых красок, исп для рисования и Гераклитом, и Протогеном, и Апеллесом, и Нициасом, а также другими.

С момента возникновения энкаустика распространение среди художников получила очень быстро. В течение довольно короткого промежутка времени данная техника стала весьма популярной. И это не только среди египетских, но также среди греческих, а вместе с ними и римских живописцев, которые, как видно, по достоинству и моментально оценили ее поистине волшебные изобразительские возможности.

Одна из причин большой популярности прежней и настоящей энкаустики – исключительная реалистичность ее изображений. Даже древние легенды гласят: птицы пытались склевать выполненной в энкаустической технике виноград, созданный на картине Зевксиса, а лошади, заметив на холсте у Апеллеса сородичей, были просто взбудоражены.

Энкаустика (если дословно) с древнего греческого языка переводится как «он вжег», однако Плиний Старший (историк Др Рим, философ) писал в своих трудах, что доподлинно неизвестно, кто именно придумал писать/рисовать картину (или по-другому вжигать ее) раскаленным воском по основе. Ясно (и доподлинно) одно: энкаустика старше, чем масляная живопись, и намного.

Техника исполнения энкаустических картин заключается в нанесении на картон гладящими или же прикладывающими движениями расплавленного цветного состава.

В настоящее время одним из вариантов такого состава являются разноцветные восковые мелки, которые предварительно размещаются на разогретой поверхности специального утюга.

В написании энкаустик-картин чрезвычайно много зависит от авторской фантазии, а еще от умения художника соединять цвета, состояния его Души, а также Духа и, конечно, тела.

Хотите — попробуйте нарисовать свой сон или пришедшую на ум фантазию, а лучше – мечту и грёзу! Это будет необыкновенно интересно — получите ощущения незабываемые! Вот такая она – энкаустика! В ней интересно творить, не имитируя видимое, а создавая исключительно внутреннее, неощутимое, но чувственное.

Восковая горячая живопись непредсказуема! Она рушит стереотипы и являет миру удивительные изображения, построенные на созвучии мира внутри Творца и внешнего его окружения. Здесь все оборачивается невероятными вариациями игры видения и ассоциаций, превращениями без конца, а вместе с ними нюансами, градациями, полутонами. И ничего не повторяется… Никогда!

Занимаясь энкаустикой, вы можете совсем не уметь рисовать! Данная техника этого не требует. И при этом позволяет в себе найти настоящего художника. Ведь энкаустика с ее трудно произносимым названием — это вовсе не рисование в его привычном понимании, а след мелькнувшего мимо мгновения, а еще фантастически яркая, вдруг застывшая картинка-слайд из какой-то другой реальности, поскольку краски, смешанные на воске, не тускнеют и не выцветают целую вечность.

В 30-х годах прошлого века художник из Германии Фриц Фейс в сотрудничестве с немецким доктором Хансом Шмидом сумел по-новому открыть старинную энкаустическую живописную технику для своих современников. Назвали ее «Пунический воск». А итоги кропотливой работы опубликованы были в прессе. И это вызвало огромный неподдельный интерес среди искусствоведов и не только.

Инструменты и материалы для энкаустики

Ранее подогретые заранее восковые краски (а также смолы и масла с пигментами) при работе в технике энкаустики наносились одновременно 2-мя инструментами – кистью и раскаленным стержнем из бронзы (каутерием), оснащенным лопаткой и ложечкой на концах.

Основа, на которую укладывались живописные составы также была разогретой. Плюс закреплялось все при помощи жаровни.

Сегодня, чтобы получить энкаустик-изображение, надо будет взять:

художественный воск с цв пигментами в сост;

плотную бумаги или же картон (возможно, специальный);

клей (ПВА или даже канцелярский);

кусок мягкой ткани для полировки;

плотная прокладка на стол, помогающая избежать загрязнения и жженых мест;

специальный утюжок;

каутерий (см выше) с нагревательными насадками для оф сложн уз, прорис мелких деталей.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close