Без категорииИдеи для дома

Икебана: стили, суть, букеты, МК

Если вы хотели бы научиться создавать своими руками композиции из цветов и других растений, природных материалов, но сомневаетесь, подходит ли это вам, как натуре творческой, этот вид прикладного искусства, приведем сразу несколько аргументов «за икебану»:

  1. Во-первых, такие композиции наверняка украсят интерьер, добавят ему шарма, изысканности и оригинальности.
  2. Икебана идеальна для тех, кому по вкусу минимализм, простота и гармония.
  3. Не требуется дорогих материалов, чтобы выполнять по-настоящему роскошные композиции. Вполне достаточно того, что называется «под рукой»: сухих и искусственных цветов и листьев, веточек растений. А в качестве вазы можно использовать красивую банку, какой-то бокал или другой нетривиальный сосуд.
  4. Икебана — великолепная альтернатива дорогому букету, а потому вполне может стать замечательным подарком.
  5. Искусство это в человеке развивает чувство прекрасного, а также умение составлять приятные глазу композиции из весьма незамысловатых элементов.

Что же такое икебана?

Согласно «официальному» определению, икебана — это искусство составления всевозможных композиций из живых, а также сухих и искусственных цветов, а также листьев различной величины и цвета, веток и даже корней. А родился этот вид прикладного искусства давным-давно в Стране Восходящего солнца, то есть в Японии.

Но для начала необходимо разобраться: чем же все-таки икебана отличается от простого (или сложного) букета?

Во-первых, в букете все сосредоточено на красоте, свежести и пышности цветов, а также их колористическом сочетании между собой, упаковкой и декором.

А во-вторых, век букета недолог, он увядает и его выбрасывают.

Икебана – она совсем другая. Глядя на нее многие задумываются об отношении к жизни, месте человека в этом мире. Люди заглядывают в свою душу, рассматривают природную хрупкость красоты. Вот как раз для последнего (указания на недолговечность всего живого (да и неживого – тоже) в этом мире) и применяются в композициях засушенные элементы.

И стоит икебана долго. А иногда очень долго…

Итак, для составления икебаны можно брать и живые элементы, и засушенные. А еще камешки, корешки и пр. Но использование любой детали для композиции должно быть оправдано. Чтобы ничего лишнего в икебане не оказалось.

Теперь что касается удерживающей/поддерживающей емкости для икебаны. Поскольку в этом виде искусства и стилей, и направлений достаточно много, необходимую емкость можно выбирать какую угодно: и помельче, и покрупнее, и плоскую, и повыше, и широкую, и узкую. Главное, чтобы чаша была без орнаментов — однотонной или же, скажем, прозрачной, ведь в готовой композиции она не должна отвлекать от самого главного.

Школы, стили, принципы икебаны

Не обязательно быть самураем, буддийским монахом или гейшей, чтобы пристраститься к искусству икебаны. Даже если о Японии и принципах этого вида творчества вы слышали/видели лишь по ТВ, вам по силам освоить составление этих оригинальных восточных композиций.

Японисты иногда подчеркиваюттермин «икебана» буквального перевода не имеетпоскольку его истинное значение чрезвычайно глубокоЭтов том числе и определение места человека в этом миреи демонстрация индивидуальности составителя композициии принятие естественного жизненного течениясущественной частью которой является неизбежность умиранияи эстетика ухода из жизнии многое другое.

Срезанные цветы и оборванные лепестки раньше использовались в буддизме при исполнении многих важных ритуалов. Именно поэтому некоторые историки уверены, что «колыбель» икебаны — Индия, где возникла данная религия, а вовсе не Япония. Когда буддизм пришел в Страну Восходящего солнца (VI век), цветы-подношения оказались и на островах тоже. Но в те далекие времена лишь священнослужители знали, как ими лучше распорядиться, принося дары Будде и украшая храмы.

Так именно постулаты, выдвинутые киотским священнослужителем Икэнобо Сэнкэ, взяла за основу старейшая одноименная школа икебаны — Икэнобо. Этот сенсей был настолько искусен в искусстве создания растительных композиций, что у него перенять умение приезжало все японское духовенство.

Стиль, присущий данной школе изначально, получил название «рикка». И несмотря на то, что в настоящее время насчитывается уже несколько сотен и школ икебаны, и стилей, все они, что называется, «вышли» из Икэнобо.

 

Для «рикка» в его классическом понимании характерными являются композиции выше полутора метров, в основу которых ставятся сосна, бамбук и/или лотос.

Если говорить о буддизме, в этом учении сосна (одинокая) – символ просветления. Бамбук символизирует человеческое совершенство. А лотос – духовное раскрытие. Значения, конечно, упрощенные, есть и другие, «пересекающиеся» с синтоизмом – традиционной японской религией.

Но такой эффектный процесс, как составление цветов, не мог долго оставаться в храмах. Он неизбежно должен был «пойти в народ». Что со временем и случилось. Для начала икебаны стали расставлять по всему императорскому дворцу, а после перекочевали в дома простых японцев.

При этом строгие догмы о вертикальности были утрачены, стало необходимо эстетично, а также со смыслом сохранять баланс частей композиции.

В те времена умение складывать икебаны было обязательным в первую очередь для гейш. Однако увлекались этим нетривиальным искусством больше мужчины-самураи. Они создавали композиции в канун решающих битв, с которых опасались не возвратиться домой. А теперь представьте, какое значение они вкладывали в свои икебаны?!

Икебаны составлялись строго по инструкциям. И принципы их создания эволюционировали крайне медленно. Пока в дело не вмешались европейцы…

В середине XIX в пришел конец японской изоляции от остального мира. И глобальные перемены охватили сразу все жизненные сферы Страны Восходящего солнца. Разумеется, этот процесс не мог не задеть и старейшее искусство икебаны.

И в первую очередь японцам довелось столкнуться с весьма непривычным для них — минималистов — отношением к жизни. А также с абсолютно новой философией. И вот как раз это, а также многое другое, икебанисты попробовали отразить в своих растительных произведениях. Конечно, большинство мастеров откровенно не понимало и даже не принимало человека Запада, тем не менее новые нотки стали появляться в их композициях.

А во-вторых и, в главных, в Японии оказались новые цветы (привозные). А их использование в старых догматах по икебане совсем никак не было прописано. И пришлось-таки правила пересмотреть, что способствовало развитию этого искусства, правда, несколько насильственному.

Новые стили придумал Унсин Охара — выпускник школы Икэнобо, который стал использовать в своих икебанах абсолютно нетривиальные сосуды (что оказалось настоящим прорывом).

Его усилиями появились стили:

  • морибана, где элементы для составления икебаны ставились в совсем неглубокие чаши (просто плошки), наполненные водой, и без воды;
  • хейка, где растения укреплялись в узких высоких вазонах, вертикально фиксировались или причудливо свисали (даже иногда бывает непонятно, за что они вообще держатся).

Приобретя имя в мире икебаны, мастер наконец основал собственную школу икебаны — вторую классическую.

А в 1927 г открылась еще одна — Согэцу – третья и осн школа икебаны.

Представители Согэцу в икебане придерживаются традиционно японской философии. Именно ее постулаты отражают создаваемые ими композиции. Однако они открыты и новым веяниям в этом виде искусства. Более того, они творят и изобретают сами.

Икебанисты Согэцу активно используют в своих работах современные растительные и искусственные материалы. Мастера этой школы уверены: икебана не должна стоять на месте, она обязана развиваться, ведь мир-то меняется. А правила – они хороши, но являются лишь «трамплином», от которого следует отталкиваться.

Стилей икебаны в настоящее время в Стране Восходящего солнца множество, однако «классическими», то есть базовыми принято считать те, что практикуются в шк Икэнобо, а также Охара и Согэцу. У каждой из них есть армия приверженцев, меж ними имеет место конкуренция (пусть и здоровая), и это помогает древнему искусству в развитии.

В икебане, как она есть сегодня, существует 5 стилей:

  • рикка;
  • сёка;
  • морибана;
  • нагэирэ;
  • и дзиюка.

И все они относятся к 2-м группам. Первую составляют рикка, сёка, морибана, нагэирэ. Композиции в данных стилях имеют какую-то конкретную форму и выполняются на базе достаточно строгих законов, по определенным схемам.

А ко второй группе относится лишь стиль дзиюка, который какой-то установленной формы не имеет.

При этом:

Стиль рикка – это, прежде всего, красота природы, ландшафта. Композиции тут сложные, и все состоят из 9-ти элементов. В таких икебанах самым гармоничным образом сочетаются разные материалы, в том числе на контрасте. Их отличает:

  • величавость;
  • некоторая строгость;
  • нежность;
  • и изысканность.

А стиль вып икебан сёка у живых растений призван подчеркнуть их естественную красоту. Композиция в таком стиле состоит из 3-х элементов (осн), которые именуются син, тай и соэ. В сравнении со сложной, как бы «многослойной» рикка, сёка-композиции отличаются лаконичностью, лёгкостью.

Что же касается морибана и нагэирэ, они подобно сёка, складываются из тех же трех осн элементов (син, соэ, тай). При этом морибана способна передать красоту окружающего пейзажа, а нагэирэ — все изящество его линий.

А вот в дзиюка (отдельно ото всех стоящем стиле икебаны) содержание готовой композиции, цели ее и форма, а также прочие аспекты определяются сугубо субъективными взглядами конкретного мастера-исполнителя.

Правила и заповеди составления икебан

У настоящего мастера икебаны чутье составления оригинальных композиций заложено генетически. Этому искусству нельзя взять и просто «научиться». У человека должен быть природный дар понимания языка цветов, их подлинной красоты. Ведь это очень и очень непросто – увидеть будущую композицию в самых обычных, ничего по отдельности не стоящих веточках, цветочках, листочках и пр. И только будучи одаренным от природы человеком можно составить икебану, которая передает не только твое настроение, но мысли и чувства, переживания.

У настоящего мастера икебаны чутье составления оригинальных композиций заложено генетически. Этому искусству нельзя взять и просто «научиться». У человека должен быть природный дар понимания языка цветов, их подлинной красоты. Ведь это очень и очень непросто – увидеть будущую композицию в самых обычных, ничего по отдельности не стоящих веточках, цветочках, листочках и пр. И только будучи одаренным от природы человеком можно составить икебану, которая передает не только твое настроение, но мысли и чувства, переживания.

Профессионально (а значит качественно) сост композиция из различных природных материалов – это произведение искусства, поскольку в ней растения, их оттенки и формы охвачены единой мыслью, каким-то общим значением. В икебане у всего свое место, и составляющие элементы гармонируют др с др. Этого можно достичь лишь в том случае, когда талант идеально сочетается со знанием специальных техник и правил. Только настоящий мастер знает все секреты икебаны. Да и то, пожалуй, не все…

Значение цветной массы

Цветная масса в икебане – это основной фон всей «картины». Главные оттенки в композициях икебанисты обычно располагают у самого основания работ. Они — главные в работе.  И лучше, если в нужном месте будет множество мелких цветочков одного цвета, а, возможно, веточки с лиственных растений или лапы хвойных.

Как только выбран основной цвет (или же сразу нескольких цветных масс) на картину сл нанести второстепенные штрихи др растительностью. При этом важно, чтобы цветные массы, когда их несколько в икебане, сочетались между собой.

Для оформления цветной массы чаще всего мастера берут крокусы, цветки бегонии или фиалки, гиацинты, герберы или герань.

Значение цвета

Гармония цветов/оттенков – целая наука, ведь цвет умеет менять настроение человека, влиять на его физическое состояние, вызывать самые разные чувства и эмоции.

Яркие оранжевый, желтый, красный цвета у людей вызывают искл положительные эмоции, а также будят теплые чувства. Японские икебанисты часто берут золотистый или желтый оттенки для композиционной основы, поскольку они способны визуально увеличить детали работы и привлечь всеобщее внимание в целом к картине.

Синий, фиолетовый, голубой цв исп мастера, создающие в сдержанные по настроению композиции, поскольку эти оттенки принято считать «холодными».

Кстати, популярными являются произведения, основ на контрасте цв оттенков. Правда тут особенно эффектными и выразительными считаются классические сочетания, гармонично смотрящиеся др с др: голубой с оранжевым, желтый с фиолетовым или синий с красным, белый с черным и красным, а также черный с красным.

Элементы и инструменты для икебан

Какие же особые инструменты необходимы для составления икебан, какие расходные материалы потребуются?

Первые легко сегодня найти в специализированных, а также обычных цветочных магазинах и бутиках или же заказать через интернет:

  • плошки, разл вазы или вазоны, разноформенные красивые баночки;
  • флористические губки или кэндзаны — подставки, оснащенные иглами, удерживающими самые разные растения;
  • секаторы.

Потребуется также:

  • цветы (только бутоны и срезках разной длины), листья и веточки — живые, а вместе с ними сухие или даже искусственные;
  • вода (для живых растений);
  • наполнители (коли есть необходимость) — земля, глина, песок.

Также для украшения дополнительно исп фрукты, ягоды, камешки, пр.

Важно: планируя икебану, изначально думайте, решайте: за счет чего станет фиксироваться композиция (вероятно, потребуются особые элементы), а также как она поведет себя со временем.

Кроме того, композиция-икебана не может быть создана в какой-то одной плоскости, данная структура сложна и многогранна, а главное, всегда асимметричная. Однако, если рассматривать готовое творение из природного материала двухмерно, его осн элементы должны сост треугольник.

Вершины такого треугольника символизируют:

  • небо;
  • человека;
  • землю.

Пропорции, присущие классической (в понимании японцев) икебане:

  • то, что означает «человека» в оригинальной композиции, на треть должно быть меньше того, что означает «небо»;
  • «земля» всегда в противоположности и «небу», и «человеку», она находится в своей собственной плоскости.

Крупные сложные икебаны бывает состоят сазу из 2-3, а то и 4-х треугольников, однако прежде следует научиться справляться хотя бы с одним.

Важно: создавать икебану необходимо в одиночестве, дабы никто не смог помешать самовыражению мастера и ненароком не принес в композицию творца нечто свое, тому нежелательное.

Урок икебаны для начинающих

Что же необходимо для создания первой своей икебаны? Прежде всего, терпение и только потом:

  • какие-то начальные навыки;
  • знания, которые почерпнуты будущим икебанистом из статей, книг, передач на ТВ;
  • а еще материалы и, конечно, инструменты.

Возьмем, например, для сл «живой» композиции:

  • керамическую вазу;
  • кэндзан;
  • воду;
  • секатор;
  • 3 ириса;
  • 2 веточки чернички;
  • 1 длинную веточку ивы или другого (желательно подобной структуры и фактуры) дерева;
  • 3 махровые гвоздики или очитка.

Теперь приступим к работе:

  1. Возьмем основание, на/в котором будем строить нашу икебану. Лучше, если это будет простой, не слишком яркий сосуд из природных материалов. Скажем, керамическая ваза серого или коричневого цв.

2Цветы будем ставить на кэндзанпомещенный на дно выбранного сосудакак это делают в ЯпонииИ обязательно нальем водузаполняя не менее половины чаши (поскольку работаем с живыми растениями).

  1. Возьмем ирис (один), уберем с него «лишние» листья, подрежем стебель, если требуется.

  1. Далее укрепим цветок на иглах кэндзана, чтобы он держался прямо.

  1. В дальнейшем таким же образом разместим еще пару ирисов. Но только асимметрично, чтобы смотрелось естественно.

  1. Добавим в иголки кэндзана черничника, убрав секатором его сухие отростки.

  1. Поскольку ваза нам выбрана не плоская, композиции не достает высоких элементов. Надо будет укрепить еще какую-то длинную веточку (можно взять иву или др дерево), чтобы она выделялась на общем фоне.

  1. Добавим и зелени, исп гвоздику махровую или, скажем, очиток. А чтобы икебана выглядела действительно гармонично, втыкать стебли в кэндзан необходимо так, чтобы дополнительные растения были внизу и собой не загораживали «главные» ирисы.

Посмотреть подробнее, как оформить композицию, создание которой описано выше, можно в подробном видео мастер-классе, размещенном ниже:


Икебана видео: МК

Если вам по какой-то причине для первой самостоятельной работы не подходит композиция, составленная выше, мы можем предложить вам другую, не менее простую и доступную в исполнении. Мы разместили еще один подробный видео-мастер-класс, где работает настоящий мастер икебаны, ниже:


Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close