Без категории

Батик: роспись по ткани своими руками

Техника батика сегодня является одним из самых востребованных направлений в сфере обработки тканей. Она подразумевает, в том числе роспись с применением воска, также японскую, а вместе с ней и китайскую техники шелкового крашения, узелковую + жгутовую методики, и еще роспись по натуральному хлопку и многие, многие др направления.

Батик по праву считается способом выразить собственную индивидуальность, сделать поистине неповторимым личный образ и/или же образ своего жилого пространства. При этом данный вид прикладного творчества содержит элементы и акварели, и пастели, и витража, и мозаики, и графики, и пр изобразительных искусств.

Сегодня батик-приемы значительно упростились, если сравнивать их с традиционными техниками. Кроме того, в настоящее время доступны самые разные краски, закрепители и усилители цвета, что позволяет расписывать одежду, аксессуары и предметы интерьера даже начинающим мастерицам. И расписывать качественно, действительно красиво.

Что такое батик? Виды ручной росписи ткани способом «батик»

«Батиком» называют оригинальные способы росписи ткани, при которых уч ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются особым составом — резервом: парафиновой смесью, воском, смолами.

Батик, как тип ручной тканевой росписи, ЮНЕСКО был включен в перечень духовного наследия человечества (01.10.09 г).

Любая из технологий «батик» — это нанесение на материю (будь то шёлк, хлопок, шерсть или синтетика) красок, четкие границы которых обеспечивает резерв-закрепитель.

Роспись «батик» известна в Индии и Индонезии издавна, а также в других странах. Среди ученых нет единого мнения, когда и где именно «родился» батик. Большинство склоняется к тому, что данный способ тканевого оформления «сложился» в XIII-XIV вв, хотя корни его безусловно уходят в древнюю древность.

Родиной такой росписи традиционно считается о. Ява. Там это прикладное искусство невероятно развито. Индонезийки — истинные мастерицы этого дела (батика). Они при помощи батика декорируют предметы одежды и интерьера так, что дух захватывает!

Технологии батик

Практикуются в настоящее время сразу несколько способов расписывать ткани, в том числе:

  • горячий;
  • и холодный;
  • свободный;
  • и некоторые другие.

И отличаются они именно методом резервирования материи.

В России к батику причисляют еще и тай-дай — то есть оригинальное окрашивание различных по составу тканей, связанных или же скрученных особым образом.

Горячая техника

В батике «по-горячему» как резерв применяется пчелиный воск, который наносится особым инструментом — «чантингом». Места, закрытые таким образом, краску уже не поглощают, сдерживая ее распространение. А «горячим» такой батик назвали потому, что воск для него используют в расплавленном (то есть очень горячем) виде.

Как это происходит? Пошагово:

  1. На ткани, расстеленной на прорезиненной поверхности, устанавливается тяжёлый трафарет из меди, закрывающий те части материи, которые будут окрашены и оставляющий открытыми места, окрашиванию не подлежащие.
  2. Далее в уложенный трафарет льется расплавленный воск, который и пропитывает нужные части ткани, делая их нечувствительными к используемому красителю.
  3. Как только воск станет твердым, ткань нужно погрузить в подготовленный краситель, где и станут цветными необработанные воском участки.
  4. Далее воск убирают — частично срезая особым ножом, частично -прокипятив ткань.
  5. Процесс повторяется точь-в-точь с целью окрашивания материи в др цвета.

Холодная техника

Холодный батик (он же европейский) используется, как правило, на шелке, но может быть применен и на других тканях. Холодная техника – это своеобразная модификация классики батика, когда применяются анилиновый краски, а «в роли» резерва выступает особый материал.

Свободная техника

Свободная роспись, как техника, в батике довольно распространена, поскольку именно она способна по-настоящему проявить почерк художника и индивидуальность его произведений.

Роспись по щелку и хлопку в свободной манере вып, как правило, анилиновыми красками (в том числе с разными загустителями), а еще красками масляными. Но действительно интересные картины выходят, когда свободная роспись соединяется с контурной наводкой вкупе с резервной отделкой.

Методика с солевым раствором

Используя этот метод, материю, натянутую на раму, или пропитывают соляным раствором, а после расписывают, или же сразу ведут рисунок водно-соляными красками. Благодаря этому поверхность красочного растекания ограничивается, а значит можно рисовать свободными мазками.

Роспись в свободной манере с исп соляного р-ра художники довольно часто соединяют с техникой батика «по холодному» – одни части пишут свободно, дорабатывая графически, а другие – содержащие фоновые перекрытия – оформляют на местах, обработанных предварительно резервирующим составом.

Методика сибори

«Сибори» — это «складной» батик. И данная техника, как и другие виды тай-дай, к классическому батику отношения не имеет. Это абсолютно иное окрашивание — резервирующее. Результат там достигается путем особого перевязывания при окрашивании, и он предсказуем, поскольку материя укладывается и перетягивается определённым образом.

Техника бандан

«Банданом» называют одну из самых оригинальных узелковых техник батика — индийский вариант «тай-дай». Самый старинный и популярный его вид — техника «планги», когда неокрашенное полотно по особой узорной сх покрывают мелкими узелками, крепко перевязывая их нитью. Ткань окрашивают, после чего удаляют нити. Таким образом возникает уз, сост из белых «горошков».

Материал можно совершенствовать: каждый раз после высыхания завязывать новые узелки и снова окрашивать. В крайний раз с высушенной после окрашивания ткани просто снимали узлы, но не разглаживали ее. В результате долго сохранялся красивый эффект «жатости».

Двухцветная окраска

Сегодня узелковая роспись исполняется гораздо проще. Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошо отжатая) — более плавные границы перехода.

Впрочем, батик не имеет каких-либо жёстких рамок или традиций. Каждый мастер может применять различные варианты росписи, внося что-то новое, постоянно совершенствуя свою методику. И авторский батик вполне способен сочетать в себе элементы и принципы сразу нескольких методик. Батист легко может внести что-то свое и в состав красок, и в технику подготовки, и в методику приготовления резерва. Однако начинающим лучше не заниматься «самодеятельностью» и строго придерживаться рецептур и технологий.

Расписывать художественно можно любую одежду и предметы интерьера (в том числе шторы), а также создавать отдельные панно.

Инструменты и расходные материалы для батика: краски, кисти, резерв, прочие

Все краски при работе в технике батик наносятся на ткань кистями разных форм и размеров, в том числе с натуральной или искусственной щетиной. Для оф мелких элементов берутся тонкие и острые кисточки, а фон и более крупные детали прокрашиваются плоскими кистями побольше.

Резерв нанос стеклянной трубочкой с остр концом или при помощи пластмасс бутылочки с насадкой из металла. Для нанес резерва исп также чертёжный рейсфедер.

А чтобы ликвидировать возможные красочные подтеки, мастеру по батику могут понадобиться ватные диски, спонжи, палочки.

Подготовка ткани, рамы, резерва

Подготовка ткани

В художественной росписи используются самые разные виды тканей. Но удобнее в работе гладкие материи с полотняным переплетением: хлопок, натуральный шелк или вискоза.

В производстве таких тканей задействованными оказываются различные добавки, подлежащие удалению (по возможности). Для этого материал замачивается на 1-3 часа, затем вываривается со стиральным порошком или мылом полчаса, а после прополаскивается хорошенько и просушивается.

 

 

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close