Идеи для дома

Маркетри, как одна из самых необычных разновидностей мозаики

Маркетри – это абсолютно уникальный вид мозаики, доступный к исполнению из разных материалов. В результате получаются абсолютные шедевры, в том числе мебели, панно, иных изделий этого уникального прикладного творчества.

Маркетри – это настоящий простор для творчества. Техники, используемые мастерами, помогают создавать истинные шедевры, достойные размещений в музейных залах. Впрочем, вещи в технике маркетри — это вполне себе предметы, полезные и активно используемые в быту. Например, для декорирования интерьера (мебель, картины) или хранения драгоценностей и документов (шкатулки, ящики, коробки и пр).

Также маркетри подходит для создания украшений и аксессуаров – серег, заколок, пряжек для ремней, декора для поясов и сумок, прочих изделий.

Может показаться, что маркетри по силам лишь опытным мастерам, а начинающие рукодельники ничего замечательного создать не в состоянии. Это не так. Достаточно освоить лишь несколько приемов, чтобы на свет появлялись эффектные поделки.

Маркетри: что ж это такое вконце концов?

Маркетри – так называется поистине роскошный оригинальный стиль декора, а также в дизайне мебели, для которого характерны изысканные узоры и абсолютно невероятные изображения, создаваемые методом инкрустации деревянных поверхностей различных изделий с использованием дорогих (ценных) отделочных материалов.

Если перевести «маркетри» с его родного французского, это слово по-русски звучит как «видоизменять» или «расчерчивать». И великолепие поделок, созданных точно по этой технологии, кроется ни в чем ином, как в их полной индивидуальности. Буквально каждое маркетри-изделие — точно шедевр в области декоративно-прикладного искусства.

Да, техники маркетри все-таки чаще исп на мебельном производстве. И какие в результате получаются комоды и столы (игровые, кстати, в том числе, ломберные и для шахмат, прочие), шкафы, кроватные изголовья, столешницы. Яркие, по-настоящему отличительные черты такой мебели – элегантность вкупе с роскошью и утонченностью.

В наше время старинное искусство инкрустации не теряет привлекательности. Находится масса желающих украшать «деревяшки».

Уникальная мебель и оригинальные отделочные элементы в мозаичном стиле позволяют дизайнерам абсолютно нетривиально оформлять самые разные помещения, внося в их современные интерьеры яркие нотки сногсшибательной респектабельности и поистине королевского шарма.

А еще — в переводе все с того же французского «marqueterie» — это также «мозаика», причем необычная. Сущность ее техники, а точнее, техники сборки заключается в совмещении тонких пластиночек (это деревянный шпон, вып из элитных пород древесины), укладывания их на основу и надежной фиксации там при помощи специального клея. В качестве основы для такого мозаичного приклеивания мастера берут многослойную фанеру или же поверхности украшаемого изделия.

Толщина используемых маркетри-пластинок начинается от 1 мм и доходит до 3-х. Такие элементы разнообразны по цветам/оттенкам и текстурам, а также по материалам изготовления (древесным породам). В одной композиции может быть использованы пластинки различных параметров. Это создает дополнительные эффекты изображению. Любая картина, рисунок, узор, выполненные в данной технике, поражают своей «многоликостью»: каждый раз, глядя на изображение под разными углами, можно увидеть, как бы, «другое» изображение. Оно, словно голограмма, показывает зрителю то одну, то иную картинку.

Кстати, картины из дерева – это одно из самостоятельных направлений маркетри. А значит, вып они могут быть в любых (требуемых) р-рах и содер рисунки любой сложности.

Сегодня маркетри можно встретить где угодно по факту — увидеть на потолке, а также в различных стеновых углублениях, нишах, на дверях и межкомнатных перегородках. Иконы, стенки и крышка шкатулки, самые разные часы, а вместе с ними и всевозможные пр элементы декора — они становятся таким же удобным рабочим полем, чтобы создавать удивительных композиций из такого эффектного материала, как деревянный шпон.

История появления маркетри-мозаики

В этой уникальной манере «нарисовать» можно действительно все, то есть все, что угодно. Что выйдет зависит — в итоге — от многого, в том числе от фантазии и желания автора какой-то конкретной работы. Можно создать простую, но весьма симпатичную звездочку или очаровательную снежинку, а можно выполнить огромное панно, визуально потрясающее красотой изображения.

Вообще, искусство/ремесло маркетри (как искусство мозаики, создаваемой из тоненьких шпоновых пластинок) возникло в Старом Свете в середине XVII в, и поначалу шире всего распространилось во Франции.

В те времена мозаичные элементы (как, впрочем, и сейчас) мастера врезали непосредственно в структуру шпона, служащего фоном, фиксировали особой бумагой, промазанной клеем. А далее одновременно с фоном полученный элемент клеили прямо на поверхность (обязательно деревянную) готового изделия.

В принципе, возникновение и последующее развитие маркетри стало возможным лишь после того, как изобретен был станок, производящий пиленый шпон (это как раз середина XVII в).

С того самого времени большое число экземпляров самой разной мебели, которую изготавливали мастера из натуральной древесины (как правило, недорогих местных пород,) стали облицовывать шпоном. Зачем? Потому что шпон производился уже из ценных пород деревьев (например, из привозных черного и красного, а еще великолепного розового).

В конце XVII века маркетри, как мозаичная техника, пришла и в Англию. И там ее стали активно исп мебельщики, производящие шкафы. Тогда у населения пользовались большой популярностью панели-дверцы с растительным (преимущественно цветочным) орнаментом. При этом сначала изображение собиралось из контрастных светло-темных пород дерева (скажем сикамора и самшита вечнозеленого в сочетании с грецким орехом). Далее в рисунок вкл уже цветные элементы, в том числе из слоновой кости (ее в зеленый красили для имитации листьев, а в красный – для имитации цветов и экзотических птичек).

Часто повышенное внимание изготовителей к декору сказывалось на конструкционных решениях – так в моду вошли двойные дверцы и «навесные» столешницы.

Иногда, особенно если мастер был приверженцем «голландской версии» маркетри, при создании тех или иных предметов мебели инкрустация перекрывала всю их поверхность. Но, как правило, мебельщики-краснодеревщики украшали дорогой мозаикой лишь овальную панель, а вот своды (так называется пространство, которое находится меж углами и панелью) перекрывались гораздо более простой инкрустацией, а то и обычным рисунком.

В самом конце XVII в. в европейскую мебельную моду входит абсолютно оригинальный маркетри-рисунок, в историю вошедший под названием «морские водоросли». Он вкл несколько совершенно уникальных, до этого момента не исп орнаментов – совсем небольших, но весьма и весьма причудливо стилизованных. «Водоросли» обычно составляли из пластинок желтого сикамора, которые выгодно выделялись на заметно более темном фоне из грецкого ореха.

Инкрустация маркетри всегда была весьма и весьма дорогой техникой (поскольку являлась и является весьма и весьма трудоемкой). Она по большому счету применялась преимущественно для самого изысканного украшения самой изысканной мебели, не слишком большой — для оформления, скажем, письменных столиков или, к примеру, часов на подставках. Или «на крайний случай» для декорирования отдельных элементов-деталей более крупных предметов (секретеров, шкафов, стеллажей и пр). Причем, как правило, такие предметы делались на заказ, в единственном экземпляре.

Справедливости ради следует отметить, что первыми настоящий шпон, как мебельный материал, изготовили американцы. И случилось это в начале IXI в. Станок Нового Света выдавал дощечки для мозаики шириной в 1,5 м. Но это была настоящая инновация в мебельном мире. И ее очень быстро (в 1870 г) переняли сметливые французы, одного из которых звали Гардон, а другого – Сансон Валет.

А в 1901г освоили искусство шпонового производства итальянцы – семья Кремона стала делать дощечки для мебельной мозаики на первом горизонтальном профильном станке.

Что это дало европейским ремесленникам? Ни больше ни меньше – возможность создавать более легкую и одновременно более дешевую мебель, доступную гораздо более широким слоям населения.

В результате резко сократилось количество древесины (в том числе ценных сортов), что позволило итальянскому мебельному производству пережить настоящий Ренессанс.

«Шпонировать» — этот термин обозначает операцию, в ходе которой шпон клеится на основу (например, панель-тамбурат, ДПС или МДФ, фанеру и пр).

Это позволяет производить деревянную мебельную продукцию, которая не деформируется и не растрескивается.

А еще применение шпона позволяет исп древесину, в массиве, как правило, непригодную из-за разноразмерности. Она сост «корень», который в сочетании с красивым, тонко распиленным экзотическим деревом образует визуально эстетическую мебель.

Когда речь идет о серийном мебельном производстве, у шпона обнаруживается целый комплекс преимуществ, в том числе практичность, доступность (по расходам), легкость транспортировки.

Интересно: из 1 м2 древесины, толщина которой сост 3 см, получают 50 м2 шпона.

 

Статьи по теме

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close